Ортодонт проект Ольги Барановой
г.Москва Кожевнический проезд д. 4/5, стр. 5 (м. Павелецкая)

О взаимосвязи патологии прикуса и логопедических нарушений

Проблема “жевательного органа” в отечественной логопедической литературе


«Одной их причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы, являются вредные привычки». В.П. Окушко определяет их как ”часто повторяющиеся сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, связанные с сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, предметов, и привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также привычки, связанные с нарушением позы тела, осанки, нарушением положения нижней челюсти, языка”». Григорьева В.П. Ортодонтия для логопеда //


Логопед: Творческий центр Сфера. – 2006, №6.
Еще одна цитата из этой статьи: «Миодинамическое равновесие – под которым подразумевается относительная устойчивость жевательной и мимической мускулатуры, долго сохраняющаяся без заметных колебаний и способствующая относительно стабильному состоянию зубочелюстной системы – нарушается под воздействием внешних и внутренних факторов, в результате чего могут формироваться зубочелюстные аномалии. Эти отклонения могут быть обусловлены способом вскармливания ребенка, его положением во время сна, кормления, болезнями детского возраста, вредными привычками, несовершенным актом жевания, глотания, дыхания и речи».


Логопед: Все эти причины возникновения зубочелюстных аномалий, действительно имеют место, ведь их связывает в одно длительное патологическое воздействие на зубочелюстную систему. В период формирования организма человека эти воздействия очень быстро формируют различные патологические реакции. Поэтому важно уже на ранних этапах развития ребенка делать все возможное для его дальнейшей нормальной качественной жизни.


Ортодонт: Русская ортодонтическая школа, можно сказать, основана на этих постулатах. Здесь для меня нет никакой новости. С этих утверждений и начиналось наше обучение науке и искусству – ортодонтии.

Мнение Славичека настолько отличается от общепринятых концепций в стоматологии и в логопедии, что даже Н.И. Волосок, научный редактор, написавший предисловие к русскому изданию книги «Жевательный орган», делает замечание по данному вопросу «В филогенезе формирование речевой функции вторично с точки зрения выживания вида, но безусловно, играет одну из ведущих ролей в формировании человеческого сознания. Как бы то ни было, речевой аппарат имеет более позднее происхождение по сравнению с жевательным.

В связи с этим утверждение о первичности речевой функции является относительным и отображает больше философию автора данной монографии, нежели анатомическую и физиологическую реальность».


Ортопед: С Волосок Н.И. можно поспорить, что сделало «вид человек разумный»? Именно речь и связанное с этим развитии мозга. Без речи нет вида человек разумный, так как же тогда речь вторична? Я согласен со Славичеком, речь первична! Именно речь сделала этот вид. Без нее нет вида.


Логопед: Вопрос о первичности речи, скорее философский. Он ближе к вопросу: «Что появилось первым: яйцо или курица». Я думаю, что речь, несомненно влияет на развитие мозга человека. Подтверждением этому может служить поговорка «Ясно мыслит – значит, ясно излагает». И, наоборот, чем человек яснее излагает, тем большее представление мы имеем о его образе мысли. Умный человек нам понятен, с ним приятно и легко общаться, он востребован обществом. Но истории известны слепо-глухо-немые люди, которыми гордились и гордятся их современники. Он не говорит – но каково богатство внутренней речи, образа мысли. Получается, богатство, красота внутренней речи – критерий развития человечества. Если уж говорить о человечестве в целом. Но что касается индивидуумов – я за то, что в человеке все должно быть прекрасно…


Страница 6 - 6 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все

← Назад к списку

Записаться на прием