Ортодонт проект Ольги Барановой
г.Москва Кожевнический проезд д. 4/5, стр. 5 (м. Павелецкая)

О взаимосвязи патологии прикуса и логопедических нарушений

Ортодонт: В ортодонтии аксиография применяется при исследовании движений суставной головки при открывании, закрывании рта и боковых смещениях челюсти. Предложение Славичека интересно было бы использовать для определения степени влияния речи на морфологию и функцию ВНЧС.


Заключение


Строго говоря, ответа на основной вопрос, поставленный в статье, нет.


Ясно одно, человеческий разум условно разделил единую систему – организм человека – на составляющие. Каждый специалист знает хорошо только свою часть системы. Такой подход несовременен и не дает возможности понимать ситуацию в целом. В этой заметке авторам хотелось бы в первую очередь заострить внимание ортодонтов на мощнейшем потенциале логопеда-психолога в решении ортодонтических и стоматологических задач. Как нам видится, этот потенциал в несколько раз больше того, что стоматологи представляют себе на сегодняшний день – особенно в области профилактики ортодонтических нарушений в молочном и смешанном прикусе. Обращаясь к логопедам, хочется призвать их к осознанию важности их специальности, которая, как нам кажется, на сегодняшний день недооценивается как потребителями логопедических услуг, так и специалистами смежных специальностей.


Выводом из статьи можно служить следующая цитата из «Жевательного органа»: «Влияние окклюзии на речь и возможность улучшения речевой функции посредством нормализации формы признают даже логопеды».

Это действительно так, вокруг этого построены многие умозаключения логопедов, особенно при коррекции нарушений речи, обусловленные дефектами строения и функции артикуляционного аппарата. Основная масса логопедов склонны думать, что именно дефекты строения и функции артикуляционного аппарата приводят к логопедическим нарушениям. Из этого следует вывод, что необходимо, чтобы стоматолог исправил форму, а затем логопед будет работать над речью. В некоторых случаях это действительно так. «Однако значение речи в качестве опосредованной (через окклюзию) причины развития дисфункции стоматогнатической системы практически не обсуждается». В клинике Венского университета была выполнена совместная междисциплинарная научная работа (логопедия-стоматология), показавшая значительную связь между нарушениями речи и функциональным состоянием жевательного органа. Функциональные нарушения жевательного органа редко связывают с патологией речи – однако, по мнению г-на Славичека и других известных специалистов, такая связь, несомненно, существует. Конечно же, остается множество неосвещенных и малоизученных вопросов. Одним из самых интересных для нас является вопрос о влиянии «внутреннего диалога» индивидуума на состояние его кранимандибулярой системы. «Внутренний диалог» – это тоже речь, происходящая в глубинах нашего сознания. Это способ думания. Так вот, этот «внутренний диалог» теснейшим образом связан с нашей психоэмоциональной сферой и может приводить в движение компоненты краниомандибулярной системы.


«Внутренняя форма речи (речь «про себя») – это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает, о чем-либо, мысленно составляет план высказывания... В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления». Чиркина Г.В. Основы логопедической работы: Аркти. – Cтр. 5. К этой мысли хочется добавить, что у взрослого человека «внутренний диалог» происходит все время, когда человек находится в сознании, а в некоторых ситуациях и во сне.


Интереснейшим вопросом для нас остается изучение одной из основных функций жевательного органа – борьба со стрессом. Даже при поверхностном анализе этой проблемы открывается огромное поле деятельности для совместной работы логопеда и стоматолога.


Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все

← Назад к списку

Записаться на прием