Ортодонт проект Ольги Барановой
г.Москва Кожевнический проезд д. 4/5, стр. 5 (м. Павелецкая)

О взаимосвязи патологии прикуса и логопедических нарушений

Ортопед: Если посредством стоматологического лечения мы убираем «структурные окклюзионные препятствия», то, это совсем не значит, что мы автоматически убираем и закрепившиеся мышечные механизмы компенсации, работавшие до лечения. Они могут уйти сами собой, так как в них отпала необходимость, а могут и остаться. В этой ситуации неоценимую помощь может оказать логопед – выявить нарушения, правильно мотивировать пациента, ликвидировать нарушения и контролировать результат. Не будет же стоматолог сам заниматься с пациентом дыхательными упражнениями и делать зондовый массаж языка по Новиковой?


Логопед: Взаимосвязь жевательной, глотательной и речевой функций прослеживалась всегда. Плохо жует – плохо говорит. Плохо говорит, значит скорее всего нарушены функции жевания и глотания. На каком-то этапе, работая с ребенком, логопед и родители начинают замечать, что с улучшением деятельности артикуляционного аппарата (за счет массажа или артикуляционной гимнастики) налаживаются и жевание и глотание.


Ортодонт: Я согласна с высказываниями логопеда – они очень интересны и развивают понимание того, что многие проблемы, проявляющиеся в «жевательном органе», имеют центральный генез.

Для врача-ортодонта слежение за мышечными механизмами компенсации очень важно, так как позволяет правильно работать и быть более уверенным в стабильности результатов орто-лечения, а в некоторых ситуациях позволяет завершить лечения в более ранние сроки.
«...Стоматолог должен уметь выявлять нарушения дикции и определять их влияние на движение нижней челюсти».


Ортопед: По-моему, Славичек, ставит перед стоматологами очень сложную задачу, утверждая это. Я думаю, что здесь стоматологу одному не справиться. А команде стоматолог-логопед это под силу.

Логопед: Конечно, степень нарушения дикции в полной мере может оценить только логопед. Думаю, что перед стоматологом стоят другие задачи. Но настороженность в этом плане не помешает – если стоматолог замечает речевое нарушение, то, не ставя логопедического диагноза, он может рекомендовать пациенту обратиться к логопеду.


Ортодонт: Это сложно, но было бы интересно уметь это делать!
«..Обучение и освоение речи сами по себе служат мощным формирующим сознание стимулом во время роста черепа и особенно в процессе развития зубного ряда. Даже после завершения скелетного роста речевая функция продолжает влиять на состояние структур черепа в течение всей жизни индивидуума».


Ортодонт: Не знаю как «на состояние структур черепа», но на положение зубов и на соотношение зубных рядов речевая функция влияет в течение всей жизни человека. Именно поэтому ортодонт не дает гарантий долгосрочного стабильного результата пациентам с речевыми дисфункциями. Жаль только, что сами пациенты в большинстве своем не серьезно относятся к своим «речевым дисфункциям». Господин Славичек считает, что употребление пищи оказывает меньшее воздействие на жевательный орган, чем речь. Особенно это актуально для представителя западной цивилизации.
«...В наиболее распространенном фенотипе человека не происходит абразии зубов, связанной с употреблением пищи». В то время как «речевая активность влияет на форму зубной дуги и структуры верхней челюсти, особенно на свод неба.
Положение и наклон передних зубов находятся в непосредственной зависимости от взаимодействия мимических мышц, окружающих ротовую щель и языка... К выраженным функциональным стимулам, влияющим на развитие суставной морфологии в процессе скелетного роста, относится динамика движений нижней челюсти при разговоре».


Ортопед: Как мы можем видеть, речь влияет и на развитие ВНЧ-сустава. Я думаю, что это влияние происходит не только во время развития, но и в течение всей жизни.

Логопед: Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, для формирования челюстей он длиннее и происходит в течение всего периода костного роста (примерно до 25 лет). Соответственно, максимальные изменения в речи и зубочелюстной системе происходят в эти периоды. В течение жизни под влиянием различных парафункций, потери зубов, возникновения новых вредных привычек ситуация может усугубляться, приобретать более выраженные формы нарушений.


Ортодонт: Я думаю, в процессе роста и развития зубочелюстной системы, функции жевания и речи оказывают равнозначное влияние на это развитие. По окончании роста все-таки большее влияние на состояние зубочелюстной системы оказывает функция жевания, а не речи.
«...одной их важнейших функций жевательного органа является борьба со стрессом. На практике это функция реализуется двумя путями. Первый путь – сжатие зубов или бруксизм. Второй – речь позволяет устранить психологическое напряжение посредством вербальной реализации эмоций».


Ортопед: Потрясающе, возможно это альтернатива в борьбе с бруксизмом. Не нужно защитных капп, не нужно инъекций ботокса и т.д. Научите вашего пациента бороться со стрессом через «вербальную реализацию эмоций».


Логопед: Несомненно, внешняя речь – это способ реализации внутренней речи. Внутренняя речь первична по отношению к внешней и способна отражать чувства, настроение, эмоции. Соответственно, при сильном душевном смятении (стрессе), правильнее его будет выразить словесно, конечно при этом «выбирая выражения». Но уж на этом я настаивать не могу!


Ортодонт: Это очень интересное мнение! Его живое подтверждение – я сам! Основное снятие стресса для меня – это «выговорить» проблему, и на душе сразу становится легче. Отсюда вывод: лучше для здоровья зубов быть экстравертом, а то бруксизм «съест» зубы.
«...Во многих случаях именно особенности речи могут инициировать мышечные механизмы уклонения, которые в свою очередь, могут приводить к значительным нарушениям в жевательном органе».


Ортопед: Г-н Славичек в процессе комплексного обследования «жевательного органа» уделяет большое внимание оценке речи. Для детального функционального анализа речи он предлагает использовать электронное устройство (электронный аксиограф) – проведение речевого теста, в процессе произнесения которого аксиограф фиксирует динамику суставных структур.


Страница 2 - 2 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

← Назад к списку

Записаться на прием