Ортодонт проект Ольги Барановой
г.Москва Кожевнический проезд д. 4/5, стр. 5 (м. Павелецкая)

Гармония звука - гармония формы

С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию.


Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова. Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов: от состояния артикуляционного аппарата и речевого дыхания, состояния слуха. Процесс развития речи также во многом зависит от развития фонематического слуха, что дает возможность различать близкие по звучанию слова. Поскольку некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», имеют тонкие акустические различия твердые и мягкие согласные, то овладение речью не представляется таким уж легким. А недостаточная сформированность слухового восприятия может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.


Усвоение ребенком звуковой стороны слова - сложный процесс. Его можно условно разделить на этапы: вслушивание в звучание слова , различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активное действие со словами (рифмотворчество, стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходят на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности.


Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.


В раннем возрасте общение ребенка с взрослыми ограничено рамками семьи. Но уже в младшем дошкольном возрасте круг лиц, входящих в общение с ребенком, быстро растет, малыши вступают в контакт со сверстниками. Средние и старшие дошкольники часто объединяются для совместных игр. У них появляется потребность рассказать что-то товарищам, поделиться с ними своими впечатлениями и переживаниями об увиденном или услышанном.


Общение ребенка наиболее успешно осуществляется тогда, когда он внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может 2. быть причиной их непонимания. В итоге у ребенка с недостатками произношения могут развиться такие качества как робость, стеснительность; при этом ребенок может стесняться читать вслух, что-либо рассказывать. Таким образом, преодоление речевых нарушений, в том числе нарушений слоговой структуры слова, позволяет устранить и психологические проблемы дошкольников. А ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.


Следовательно, коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с ОНР.



← Назад к списку

Записаться на прием