Ортодонт проект Олги Барановой
г.Москва Кожевнический проезд д. 4/5, стр. 5 (м. Павелецкая)

Что было сначала курица или яйцо? Что первично, что вторично? Нарушение прикуса приводит к логопедическим нарушениям или же функциональные нарушения в развитии речи приводят к ортодонтическим нарушениям? Попробуем разобраться.


При работе над статьей мы использовали работу известнейшего во всем мире стоматолога-гнатолога, не один десяток лет отдавшего изучению жевательного органа и лечению пациентов. Книга Рудольфа Славичека «Жевательный орган» (ИД «Азбука») наиболее часто цитируется в данной статье. Почему? Во-первых, это имя широко известно в стоматологических кругах. Мнению этого ученого доверяют стоматологи, которые занимаются дисфункциями и тотальной ортопедической или ортогнатической реконструкцией «жевательного органа». Затем, в его монографии мы встретили наиболее полное и стройное освещение связи речь-жевательный орган. И наконец, Славичек – практик, более 40 лет работающий у стоматологического кресла. А кому, как не практикам, нам доверять? В итоге статью мы решили построить как серию цитат из упомянутой выше книги и их обсуждение в дискуссии ортопед – ортодонт – логопед:  
«…развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа. Своевременная диагностика и лечение функциональных расстройств чрезвычайно важны для правильного развития зубов».


Ортопед: Потрясающе! Речь – одна из основных функций краниомандибулярной системы. По Славичеку получается, что именно функциональные нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному развитию зубов в детском возрасте. Из этого можно сделать вывод, что логопед может оказать неоценимую помощь в профилактике неправильного развития зубочелюстной системы посредством слежения за этой мощной функцией и помощи в формировании правильной речи.


Логопед: «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов». В данном контексте, говоря о формировании речи, мы подразумеваем, прежде всего, звукопроизношение. Особое влияние на формирование зубочелюстной системы могут оказывать различные виды нарушения произношения шипящих и свистящих звуков (межзубный, боковой, призубный, губно-зубной сигматизм). При данных речевых нарушениях язык находится в длительном неправильном контакте с зубами. И, являясь мощным мышечным органом, оказывает воздействие на зубочелюстную систему, формируя открытый прикус, прогнатию, прогению и т.п. Но, собственно говоря, эту тему более широко может раскрыть ортодонт.


Ортодонт: Совершенно верно! Неоспоримое высказывание! Функция влияет на формирование формы, на мой взгляд, даже в большей степени, чем генетически предрасположенное анатомическое строение челюстных костей и зубов. В этом контексте организация работы «ортодонт-логопед» в паре при решении ортодонтических проблем пациента – инновационный, современный и правильный подход.
«...В первом периоде смешанного прикуса завершается развитие речи. На нее оказывает значительное влияние положение передних зубов. Нарушение дикции приводит к возникновению специфического стресса и определенных стереотипных мышечных сокращений. К концу данного периода практически окончательно формируется дикция ребенка».


Ортопед: Интересно, «определенных стереотипных мышечных сокращений…» Уж не эти ли пресловутые «вредные привычки», о которых любят рассуждать ортодонты?


Логопед: Под первым периодом смешанного прикуса надо понимать возраст до семи лет. Он наиболее благоприятен как для развития речи, так и для ее коррекции в случае нарушения. Безусловно, на ее формирование влияние оказывают различные факторы. Социальная и речевая среда, наличие или отсутствие задержки психического развития и других органических поражений, особенности строения речевого аппарата. Не случайно Славичек отмечает влияние строения передних зубов на звукопроизношение: большое количество звуков имеют зубно-язычное или губно-зубное происхождение. К этим звукам, к примеру, относятся: в, ф, д, т, з, с, л, н и их мягкие варианты, а также ц, ч. При образовании звука язык и зубы должны занимать совершенно четкую позицию. Соответственно, любые отклонения в строении зубов могут вызывать речевые нарушения: хлюпающие звуки, присвисты, шипящие и свистящие сигматизмы и т.д. Изменения, происходящие в этот момент в речевом аппарате, «заставляют» организм на них реагировать, приспосабливать мышцы к новому положению языка, щек, твердого неба, т.е. вызывать специфические сокращения мышц, о которых говорит Славичек. В этом случае относить их к вредным привычкам нельзя. Это рефлекторная реакция организма на изменения, произошедшие с ним.


Ортодонт: Это высказывание вызывает неоднозначные размышления. Я не думаю, что в возрасте о котором идет речь (5-7 лет), ребенок может испытывать стресс из-за нарушений дикции и уж, тем более, что это еще сопровождается какими-то «определенными стереотипными мышечными сокращениями…» Не согласна я и с тем, что на речь оказывает «значительное влияние положение передних зубов», т.к. все-таки большинство пациентов, обращающихся за ортодонтической помощью, имеют проблемы не с речью, а как раз с «положением передних зубов». А вот неправильное произношение почти всегда сопровождается той или иной патологией прикуса и положения зубов. Мне ближе мысль о влиянии речи на положение зубов, а не наоборот. Хотя на каком-то этапе формирования того и другого возникает замкнутый круг.
«...Фактически термин «жевательный орган» является некорректным, поскольку отраженная в названии функция, безусловно, не является ведущей... Основная роль жевательного органа в эволюции человека заключается в обеспечении абстрактного общения и связанного с этим развитием мозга».


Ортопед: Можно согласиться. Действительно, есть пациенты, которых мало волнует, как он (она) будет кушать и сильно волнует, как он будет говорить и выглядеть. Для них жизнь – это общение, а не потребление пищи...


Логопед: Полностью согласна, что словосочетание «жевательный орган» условно и не отражает всего «спектра услуг». Роль речи как средства коммуникации была всегда велика. Грамотная, хорошо поставленная речь оратора останавливала войны и порождала новые, убеждала, заставляла задуматься. Стоит ли говорить о ее роли в наш век?


Ортодонт: И функцию жевания, и функцию речеобразования можно считать основными для «жевательного органа», т.к. жизнь и эволюцию невозможно представить ни без того, ни без другого.
«...В процессе роста человека речевая функция оказывает мощные стимулы в жевательном органе, способствующие его развитию... Структурные окклюзионные препятствия, приводящие к нарушению дикции, компенсируются мышечными механизмами. В итоге они могут приводить к развитию дисфункции».


Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

← Назад к списку

Записаться на прием